Групповые покупки — формат онлайн-шоппинга, когда товар покупается сразу на группу из нескольких человек. Также для обозначения коллективных покупок часто употребляется термин «совместные покупки» (СП).
Как происходят групповые покупки?
Закупка на группу может осуществляться:
- с помощью различных онлайн-сервисов, где объединяются люди ранее не знакомые друг с другом, но проживающие в одном населённом пункте или просто в одной стране;
- в частном порядке, когда организатором выступает кто-то их группы знакомых друг с другом людей (семья или несколько знакомых семей, спортивная команда, группа друзей).
Обычно весь процесс групповых покупок осуществляется через профессионального организатора и выглядит так.
1. Инициатор (организатор — орг) объявляет условия закупки: ассортимент, способы оплаты, способы выдачи заказов.
2. Желающие заявляют о своём желании участвовать в закупке.
3. Как только набрано необходимое число участников, приглашение новых участников прекращается. Происходит сбор денег с заявившихся покупателей.
4. Как только деньги будут собраны, организатор совершает закупку.
5. Инициатор получает партию товара и назначает пункт или способ выдачи заказов.
6. Участники групповой покупки получают свой товар, а организатор за свои труды берёт до 15% от стоимости заказа.
В случае частной закупки процесс в целом похож, но возможны вариации со сбором денег (может происходить после закупки) и выдачей заказов, поскольку закупка осуществляется «для своих». Организатор в данном случае -«первый среди равных» и обычно не преследует целей получить комиссионное вознаграждение и также, как и другие участники, заинтересован в получении товара.
«Плюсы» и «минусы» групповых покупок
С развитием онлайн-торговли групповые покупки обрели определённую популярность благодаря тому что:
- участниками совместной закупки достигается определённая экономия — ведь покупка осуществляется по оптовой цене;
- можно сэкономить также на стоимости доставки, т.к. она разделяется на всех участников закупки пропорционально количеству и весу заказанных вещей;
- такой формат очень удобен, выгоден и комфортен для участников, если уже имеется готовая сплоченная группа людей с одинаковыми потребностями (друзья, родственники, коллеги);
- если такой группы нет — не беда, партнёров по закупке можно найти на специализированных сайтах (см. ниже);
- если речь идёт о закупке через сервис или профессионального организатора, то чаще всего товар можно будет получить без личной встречи с организатором (в пункте выдачи, по почте, курьером).
Есть у групповых покупок и недостатки. К ним относятся:
- неустойчивость цены — пока наберется необходимое количество покупателей, отпускная цена может вырасти;
- необходимость ждать набора необходимого числа участников — ожидание может продлиться неделями и даже завершиться ничем — организатор может закрыть закупку из-за недобора заказчиков;
- нет абсолютно никаких гарантий возврата в случае, если товар оказался ненадлежащего качества или просто имеет ненужные характеристики;
- организатору групповой закупки необходимо искать единомышленников и решать мелкие организационные вопросы, связанные с распределением товара и взыманием платы с участников покупки;
- по мнению налоговых органов, регулярная и возмездная (комиссия организатора) деятельность по групповым закупкам должна сопровождаться уплатой налогов;
- большая партия однотипного товара, особенно, если тот заказан на 1 лицо (как правило, это организатор) может вызвать нежелательный интерес у таможенных органов, которые могут заподозрить коммерческую партию;
- если в ходе доставки заказанной партии превышены таможенные лимиты по весу и стоимости, то возникает необходимость уплаты пошлин.
Сайты, где организуются и обсуждаются групповые покупки
В интернете представлено несколько русскоязычных форумов, где обсуждаются групповые покупки. Там можно не только узнать об открытых закупках и стать их участником, но и самому предложить организовать закупку. Также завсегдатаи форумов всегда готовы помочь советом и рекомендациями. Если что-то пошло не так, то там же можно пожаловаться и узнать как действовать в спорных ситуациях. Представляем Вашему вниманию список основных сайтов, которые имеют общероссийский размах и иногда специальные разделы для регионов.
- Repka.com представляет собой скорее площадку для организации совместных закупок, которая имеет множество региональных подсайтов.
- Sptovarov.ru — форум имеет региональные версии для многих крупных российских городов.
- Специальный раздел форума «Шопоголик».
- Sppokupki.ru — социальная сеть по шоппингу, в том числе по совместным покупкам. Имеет региональные подсайты.
А также ряд других:
Безусловно, особо выгодными групповые покупки становятся, если организатор и участники живут в одном регионе.
Советы и рекомендации участникам групповых покупок
Итак, Вы загорелись идеей экономить, совершая групповые покупки. На что следует обратить внимание?
- Проверьте цену товара в рознице и сравните её с той, которую Вы получите от групповой покупки. Для сравнения цен используйте поиск по китайским магазинам и просто поиск по зарубежной онлайн-рознице. Бывает и так, что выгода для покупателя неочевидна, а единственный, кто обогатится на такой операции — организатор.
- Некоторые продавцы грешат тем, что устанавливают минимальную стоимость заказа. Если Ваша покупка меньше указанной суммы, то Вам будет необходимо докупать другой товар и вряд ли цена на него будет столь же выгодна.
- От того, как быстро Вы совершите оплату, в многом зависит итоговая стоимость заказа. Самые последние участники групповой закупки могут заплатить вдвое больше.
- Если Вы ищите организатора на форуме, то хорошо было бы удостовериться в его благонадёжности. Для этого убедитесь, что у организатора уже есть опыт проведения закупок и почитайте отзывы предыдущих участников.
Покупайте вместе, покупайте выгодно!