Что делать, если Вы расплачивались в интернет-магазине банковской картой Visa или MasterCard, но товар Вам так и не был отправлен, при этом переговоры с магазином ни к чему не привели? В редких случаях даже если Вы оплачивали картой через PayPal, эта платёжная система может встать на сторону продавца и удержать деньги в его пользу. Да, к сожалению, в этом случае Вы останетесь без покупки, но возможность вернуть деньги у Вас всё-таки сохранится.
Дело в том, что любую операцию, совершённую по карте Visa и MasterCard, можно опротестовать и принудительно отменить в свою пользу, подав заявление в Ваш банк. Процедура отмены операции или chargeback гарантирована стандартами работы Visa и MasterCard, которые действуют одинаковым образом в любой точке мира. Любой банк, выпускающий карты этих платёжных систем, берёт на себя обязательства соблюдать эти стандарты и обязан принять Вашу заявку на отмену оплаты.
Помимо случаев, когда магазин не отправил товар, подать на chargeback можно в следующих распространённых ситуациях:
- с Вашей карты была списана неверная сумма (умышленно или по технической ошибке);
- Вы получили товар, который сильно отличается от описанного, а продавец отказывается принимать такой товар назад;
- к Вам пришёл бракованный или повреждённый товар;
- Вы не совершали операцию, поскольку стали жертвой злоумышленника, который воспользовался реквизитами Вашей карты.
Chargeback через Visa и MasterCard по шагам
1. Вы подаёте заявку на отмену операции по форме конкретного банка, выпустившего Вашу карту. К заявке Вы прикладываете всевозможные свидетельства, которые говорят о том, что Вы понесли финансовые потери от сделки с продавцом, а также подробное описание сути сделки. После подачи заявки было бы неплохо взять в банке её зарегистрированную копию с номером, по которому периодически можно интересоваться статусом процедуры отмены.
На этапе подачи заявления Вам потребуются:
- собственно сам заполненный бланк заявления (скачайте на сайте банка или узнайте по телефону контактного центра, где его можно взять);
- копии страниц Вашего паспорта с фотографией и регистрацией;
- доказательства (скриншоты переписки с продавцом, квитанции об оплате, выписку с банковского счёта, почтовые уведомления, акты о вскрытии посылки, распечатки страницы с описанием товара и т.д.).
2. Ваш банк отправляет эту заявку в компанию Visa или MasterCard, которые начинают процесс разбирательства. Если Ваши аргументы и доказательства оказались убедительными, то Ваша заявка отправляется на исполнение в банк, который использовал продавец для обработки платежа. Этот банк в свою очередь отправляет претензию к продавцу.
3. Продавец может добровольно согласиться на возврат, либо имеет право подать на апелляцию. Если апелляция не была подана вовремя или не признана доказывающей правоту продавца, то банк в принудительном порядке взыскивает деньги со счёта продавца и по обратной цепочке через платёжную систему и банк покупателя возвращает их на Вашу карту. Обычно с момента подачи заявления до получения денег проходит 2 месяца.
Важные моменты относительно chargeback
- по международным правилам заявку можно подать в срок до 540 дней после оплаты, но в правилах некоторых российских банков этот срок ограничен всего 30-ю днями, поэтому лучше не затягивать подачу заявки, если Вы решили воспользоваться такой возможностью возврата денег;
- возмещение не может превышать величины первоначального платежа;
- из этого следует, что если счёт Вашей карты открыт в рублях, то сумма вернётся к Вам на карту тоже в рублях (даже, если Вы платили в долларах или евро) по тому курсу, который действовал на момент списания платежа;
- перед подачей заявки следует связаться с магазином и попытаться урегулировать вопрос без привлечения платёжных систем (если не попытаться этого сделать, то это может быть рассмотрено платёжной системой не в Вашу пользу);
- сотрудники Вашего банка могут не знать о процедуре chargeback, хотя и обязаны (помогают письменные обращения к начальству, а для некоторых банков описание ситуации на banki.ru).
Риски злоупотребления возвратами через Visa и MasterCard
- Ваша учётная запись может быть заблокирована на сайте продавца;
- PayPal может отказать Вам в дальнейшем обслуживании, если Вы игнорировали их собственную систему разрешения проблемных ситуаций или решение PayPal отличается от решения платёжной системы;
- если решение вынесено не в Вашу пользу, то Вы можете быть оштрафованы Вашим же банком за необоснованно опротестованную операцию.